Поиск по этому блогу

воскресенье, 13 февраля 2011 г.

7. Мошенник Машеров (Заметки о современных белорусах).

«Если был жив Машеров, то…» - именно такую мантру повторяли мои коллеги по

поисковому отряду, участка радонометрии, Центральной геологической экспедиции в Минске.
Я работал на этом предприятии после окончания университета. Напарники мои – люди простые, минчане в первом поколении, кто с квартирой, кто без (три метра на человека в общежитии на окраине столицы).
Но жизнью они, в целом, были довольны. Им не хватало лишь живого Машерова.
А чем не жизнь. Они стали городскими жителями, а это по их представлениям в семь раз лучше, чем быть деревенскими жителями. Но связь с землей они поддерживали не только в дачно – выходной период, возвращаясь из столицы в хаты родителей возделывать огороды. Работа в полях было их основной работой.


Днем мои геологи проводили в полях и лесах по определенным маршрутам геофизические измерения. Позже неминуемо наступал вечер с нехитрым ужином из подножного корма – грибы, картошка, капуста и др. Ужин должен был быть совмещен с дозой алкоголя – два раза по стакану водки, либо три раза по стакану вина. Час беседы о былых маршрутах. Несколько часов сна и вылазка под покровом ночной темноты снова в поля за колхозным добром.
Правило в разбойничьем овощном промысле только одно – не брать «людскае».
Т.е. красть у колхоза-совхоза это честный бизнес, а а то, что принадлежит частным лицам – нет.
Но фермер частным лицом не считается. Его горох либо морковка приравниваются к колхозному имуществу.
Бывало, что грабили мои коллеги колхозы и днем. Например, яблочный сад. Его трясли в послеобеденное время. Или морковное поле. Морковка была выдернута из колхозной земли в 17.24.


Из-за этой морковки бригаде пришлось спасаться от преследователей на агрономской «Ниве». Мы ушли, т.к. в нашем распоряжении был УАЗ-огурец и профессионализм водителя героя труда с многолетним стажем.
Собранные овощи-фрукты являлись зимними запасами. Их консервировали и хранили в подвалах. Упомянутый УАЗ отвозил витамины в Минск семьям, в то время как бригада продолжала рыскать по полям. Бензина было море, т.к. мы выполняли важное государственное задание – проводили изыскание под белорусскую АЭС.
В общем - жизнь прекрасна. Не хватало только Машерова.
Но почему у главного коммуниста Беларуси есть до сих пор такой неистощимый ресурс народной любви. Обратите внимание – про Машерова не сочинено ни одного Анекдота. Человек стопроцентная легенда.
Что-то подобное было и в СССР. «Был бы жив Ленин …» - эту мантру в своем детсве я не раз слышал. Но про Ленина сочиняли анекдоты!!! Как мог герой анекдота, оставшись в живых, наладить советскую жизнь?

Кем идентифицировали себя геологи из моей бригады? Кем угодно, только не белорусами. Они даже прилагали усилия, что бы изжить доставшийся им белорусский язык – как они считали «вясковы говар». Подсознательно, самой высокой степенью определения их «я» было – человек-советский.



Машеров был чемпионом СССР по советизации своего народа. Кампания по искоренению белорусского языка из образования окончилась успехом еще при его жизни.
Город-герой Минск усилиями Машерова и Ко лишился исторических застроек в центре. Не немцы сравняли с землей правый берег реки Свислочь (напротив Троецкого предместья), не марсиане, а он – народный Герой Машеров. Были аутентичные кварталы белорусского города, стал проспект-красавец из стекла и бетона имени самого Машерова. Самый советский проспект.

Но история жестоко мстит за обиды.
Погиб Машеров от рук советского колхозника шофера.
Второй раз Машерова (теперь уже в виде названия проспекта) убил еще один колхозник, который возглавил Беларусь, превратил её в колхоз.

И где же она народная любовь к Машерову, который если бы был жив, то…

Город Минск населен на три четвертых горожанами в первом поколении. Именно они вспоминают с пиететом о Машерове. В середине 70-х полумиллионный тихий Минск начал расти. В конце века 20-го это двухмиллионный мегаполис, застроенный девятиэтажками, разлинеенный проспектами. Без небоскребов и торговых центров – самый советский город Европы. Сбылась мечта Машерова.

Но проспекту его имени в центре города места не нашлось. Новый хозяин страны переименовал его к чертовой матери на что-то совсем уже советское.
А благодарному народу все равно, вот только – «Если бы был жив Машеров…»

Но почему Машеров оказался мошенником?
Очень просто. Так его окрестила бабуля, жившая в одной из деревень вдоль дороги Могилев – Гомель где-то в районе Довска.
Она сказала следующее: «Когда проезжал по этой дороге мошенник, то соломенные крыши наших хат покрыли шифером».
У меня эти слова вызвали недоумение – «Какой мошенник»?!
«Да Машеров» - ответила она.
«А почему он мошенник? Ведь именно из-за него вам крышу шифером покрыли» - сказал я.
«Мошенник он потому, что шифер нам на крышу положили только с одной стороны – чтобы со стороны дороги было видно».

А если бы до сих пор был бы жив Машеров, то …

Артур Цурбаков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий